Главная страница
Особый военно-строительный корпус

г.Свободный Амурской области до 1917 года назывался Алексеевск.

30 июля (12 августа) 1912 года был заложен город и назван Алексеевском - в честь наследника престола царевича Алексея, сына Николая II...

***

В 1933 году в связи с напряженной обстановкой на дальневосточной границе было принято решение о необходимости укрепления объектов военного строительства в этой части страны.
Из центральной части Советского Союза на Дальний Восток был отправлен особый строительный корпус в составе трех бригад военных строителей.

Одна из них прибыла на строительство Комсомольска.

Две другие были направлены в Приморье и Иркутскую область.

Переход длился с 26 декабря 1933 года по 17 января 1934 года.
Люди шли в пургу, по бездорожью через ледяные торосы Амура, их сопровождали проводники из числа местного населения, и по пути следования были организованы несколько остановок...


4 января 1934 г. в торжественной обстановке комсомольчане встретили первую партию батальона военных строителей, участников героического «ледового перехода» из Хабаровска в Комсомольск, начатого 26 декабря 1933 года.

В решение кадровой проблемы Комсомольска-на-Амуре огромное значение имело создание осенью 1933 года Особого военно-строительного корпуса. Задачи у него было две: строить, в первую очередь, промышленные предприятия на Дальнем Востоке и вторая задача - постоянно совершенствовать боевую выучку, чтобы быть готовым к любым неожиданностям.

Корпус (а это пятнадцать тысяч военных строителей) был сформирован на территории Московского и Ленинградского военных округов.

Корпус был разбит на 15 отдельных военно-строительных батальонов по 1000 красноармейцев каждый.

Командно-строительный состав был взят из кадровых частей, а инженерно-технический призвали из ведущих строительных и проектных организаций страны.
Его солдатами стали комсомольцы и несоюзная молодёжь призывного возраста строительных специальностей из центральных областей России.

Организовался корпус в неимоверно короткий срок. Приказ о создании Особого военно-строительного корпуса был подписан 22 сентября 1933 года К.Е.Ворошиловым.

На его формирование и сборы давалось всего 45 дней.
И уже в декабре, точно в установленный срок, отдельные части корпуса эшелонами по Транссибирской железной дороге направились к месту службы и работы на Дальний Восток.

Первая строительная бригада (6 батальонов из 15) один за другим прибыли в Комсомольск-на-Амуре. Остальные батальоны были размещены от города Свободного до Владивостока, в районах Читы и Иркутска.

Семь недель первая бригада (а это шесть тысяч военных строителей) добиралась через всю страну в Комсомольск-на-Амуре.

23 декабря 1933г. эшелон теплушек прибыл в Хабаровск. Короткий трехдневный отдых...
26 декабря приказано выступить в Комсомольск.

Особенно трудно пришлось первой бригаде. Это она совершила 400-километровый пеший переход на лыжах по льду Амура от Хабаровска до Комсомольска.
В то время другого пути не существовало. Добраться в эту даль из краевого центра можно было лишь рекой: в навигацию – на старых пароходах, зимой - по льду Амура. Авиаторы тогда ещё только начинали осваивать местные трассы.

В те декабрьские дни 1933г. стояли лютые морозы. Кажется, Амур промёрз до самого дна, ощетинился весь торосами.

За формирование первого батальона и проверку всех деталей предстоящего нелёгкого пути отвечал комбат Чезлов. Секретарём партийной организации батальона избрали рабочего-текстильщика Григория Черкова. Комсоргом части стал молодой весёлый парень, в прошлом батрак Василий Селиверстов.

Бойцы в новых полушубках, в новых шлемах с вязаными подшлемниками, в валенках стояли на плацу, готовые к трудному переходу.
Утром 26 декабря 1933г., перед отправкой в далёкую дорогу, па плацу – короткий митинг. «Ни одного отстающего, ни одного обмороженного», - такова главная резолюция митинга.
С песнями шли бойцы по улицам немноголюдного тогда Хабаровска. Редкие прохожие останавливались, провожая взглядами колонну красноармейцев.
Когда город остался позади, повалил густой снег, колонна раcстроилась и теперь каждый сосредоточил внимание на дороге.

Переход был крайне тяжёл: пронизывающий ветер, мороз 40 градусов, метели.

Впереди 15 дней такого пути по бездорожью от одного поселения к другому, разбросанных вдоль Амура.
В распоряжении батальона были лошади и машины, которые ввезли имущество и продовольствие.
Красноармейцы навьючены были не меньше. Они несли на себе, кроме оружия, вещмешки и скатки, фляги и противогазы.
Проходили в день 25 – 30 километров. Иногда это расстояние при попутном ветре или тихой погоде удваивалось. В этих случаях выступали в 4 – 5 часов утра, а приходили на новый ночлег где-то в полночь. У многих в крепкий мороз звёздочки, прикреплённые к будёновкам, примерзали к вспотевшим волосам.

После первого 20-ти километрового перехода на Чёрной речке сделали привал на ночь. Разместились по избам и палаткам, установленным во дворах села. Второй день похода был ещё тяжелее. Болели натруженные ноги, лямки вещевых мешков резали плечи.
Ведь большинство бойцов – молодые люди, не имеющие закалки. На них красноармейские шлемы, но пока они штатские люди, только-только покинули дом.
Ко всему привыкает человек. Привыкнет он и тяжкому походу, обжигающему лицо. И если перестать думать о километрах, о грузе за плечами, перестать считать километры – тогда откроется большой мир дороги.
И вот красноармейцы уже видят, как местные рыбаки-нанайцы вытаскивают из-подо льда снасти, полные рыбы. Примечают, как ловко правит каюр упряжкой собак, и по-мальчишески удивляются: как это можно ездить на собаках.
Во время привалов на ночлег можно было сходить в деревенский клуб на танцы. Трудности пути казались им теперь не столь значительными.

Вот уже на высоком берегу темнеет село Вознесеновское. Жители не спят, наперебой приглашают к себе уставших бойцов, угощают, чем могут, отводят им лучшие места в горницах.
Все знали: последний переход самый длинный – шестьдесят километров. По встречному ветру прошагали уже сорокакилометровый перегон. Остался последний рывок.
От Пивани через Амур стали встречаться вешки из еловых ветвей. Это позаботились строители города, чтобы гости не сбились с дороги.

Первая колонна в 15 часов с минутами 9 января 1934 года вступила в Комсомольск.
Вторая вошла в город 26 часов спустя.
Встречать подкрепление вышло почти всё население города. Со знамёнами, с оркестром. Митинг освещали автомобильные фары. Голова колонны уже достигла толпы встречающих, а конец ещё терялся в сумерках.

Город готовился к новому пополнению. День и ночь сооружали жильё для бойцов.

Барак, который строили комсомольцы для нового пополнения, был ещё без окон. Но это не смутило бойцов. Завесили окна одеялами и палатками, натопили печи, и ночь провели сносно.
А утром уже строились повзводно и уходили на строительные объекты.

В январе 1934 года подвиг первых участников ледового перехода повторили ещё три батальона, отшагав четыреста километров на лыжах по ледяным торосам.

Население Комсомольска сразу выросло на 6500 человек.

Бойцы Особого военно-строительного корпуса внесли огромный вклад в строительство Комсомольска-на-Амуре.

Сбылось обещание, данное В.К.Блюхером комсомольчанам в памятный июньский день1933г.: «Красная Армия вам поможет…».

Люди в островерхих красноармейских шлемах возводили судостроительный, авиационный и металлургический заводы, кварталы жилых домов нашего города.

Они были не просто строителями. Они были воинами.

И когда грянул час Великой Отечественной войны, Особый корпус составил костяк одного из боевых соединений, сражавшихся с немецкими захватчиками...



Hosted by uCoz